Влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков
Практика воспитания детей и психологические исследования показывают крайне неоднозначное влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков, однако все признают это влияние чрезвычайно значительным, а главное, резко возрастающим в условиях информационного общества.
Дадим определение основным понятиям.
Психическое здоровье определяют, как совокупность установок, качеств и способностей, которые позволяют человеку включаться в социум и адаптироваться к условиям и требованиям окружающей среды. Главный критерий психического здоровья – способность к адекватной регуляции своего поведения. Таким образом, психическое здоровье – это не что иное, как норма, а отклонение от нее описывается в терминах «расстройство», «нарушение», «болезнь», «патологический процесс» или «пограничное состояние» и т.д. В то же время очевидно, что психическое здоровье, т.е. норма, отсутствие психической патологии, совсем не гарантирует человеку удовлетворительного состояния. Например, не означает свободу от тревоги, вины, подавленности, потери энергии, негативных эмоций, переживаний и душевных страданий. В данном случае следует говорить не о психическом здоровье/нездоровье, а о нарушении психологического благополучия (в частности, эмоционального благополучия) личности.
При всем различии названные понятия тесно взаимосвязаны. Основу психологического благополучия ребенка или подростка образует нормативно протекающее психическое развитие, а между психологическим неблагополучием и психическим нездоровьем нет непроходимой пропасти, поскольку длительное и/или острое неблагополучие создает почву для возникновения различных расстройств и заболеваний.
Опасность вредного воздействия СМИ на психическое здоровье, развитие и эмоциональное благополучие детей и подростков требует особой заботы и внимания со стороны общества в силу существенной специфичности этой группы населения как потребителей информационной продукции.
Глубокие различия между детским и взрослым восприятием проистекает из фундаментального закона развивающихся сложных систем: детская психика, будучи развивающейся, а не развитой, становящейся, а не ставшей системой, обладает особой многократно повышенной сензитивностью и уязвимостью. В результате те воздействия, которые могут быть нейтральны или вполне безвредны для взрослого, зрелого человека (имеющего соответствующие защитные механизмы), способны оказывать серьезное повреждающее влияние на психическую систему ребенка, еще только формирующуюся, находящуюся в процессе своего развития.
Применительно к анализу возможностей вредного воздействия СМИ на психическое здоровье, развитие и эмоциональное благополучие детей и подростков следует подчеркнуть следующие базовые особенности детской психики:
- ведущую роль играют механизмы ориентировки ребенка в окружающем мире; для ребенка все ново, а все новое не просто привлекает, а приковывает, вызывает повышенное внимание;
- высокая способность к запечатлению, непосредственному и мгновенному «схватыванию» всего вызвавшего интерес, высочайшая (хотя и индивидуально избирательная) восприимчивость, готовность к «вбиранию», «впитыванию» и сохранению впечатлений;
- непроизвольность, неосознанность запечатления, некритичность и слабость осмысления воспринимаемого, внушаемость;
- эгоцентричность восприятия, видение мира только со своей частной точки зрения без учета возможности иных ракурсов и позиций;
- чуткость, способность к эмоциональному заражению и непосредственному эмоциональному отклику, «со-пере-живанию»;
- тенденция к копированию, подражанию, усвоение и понимание через имитацию и вопроизведение (буквальное либо в символической форме) увиденных образцов, перенос в собственную жизнь и поведение.
2.1.Особенности восприятия негативной информации детьми разного возраста: психологический аспект
В данном пункте рассмотрен психологический аспект восприятия информации детьми разного возраста в соответствии с классификацией информационной продукции (ФЗ №436 от 29.12.10).
Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет, или 0+.
Маленькие дети могут смотреть ненатуралистические изображения или описания физического и психического насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия. Программы, попадающие под эту категорию, не маркируются, поскольку разрешены к просмотру зрителям всех возрастных категорий.
Современный малыш знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в возрасте до 1 года. А все потому, что родителям становится намного удобнее покормить малыша, заняться любым делом именно в тот момент, когда ребенок цепляется взглядом на яркие картинки, сменяющих друг друга и доносящиеся из этих устройств. Игры, рисование, лепка уходят на самый последний план, уступая компьютерным играм и мультфильмам.
Для маленького ребенка демонстрируемый видеоряд остается набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что препятствует развитию его восприятия. Реальный сенсорный опыт дети могут получить только при теплом тесном контакте, общении с родителями, близкими. Непрекращающийся поток непонятных стимулов не способствует развитию мышления и других психических функций.
Детское мышление в этом возрастном периоде характеризуется центризмом, проявляется в том, что ребенок, вычленяя из целого отдельные части, не может связать их друг с другом и с целым, он не способен установить связи между разными деталями ситуации, не способен отделить причину и следствие. Также мышление в дошкольном возрасте характеризуется анимизмом (одушевление неживого), ребенок проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: солнце, море, цветочек, дерево. В связи с этим информация должна быть не пугающей, не травмирующей, чтобы возрастные детские страхи не перешли в ранг паталогических, или невротических.
Вряд ли взрослые после просмотра очередного мультипликационного фильма обсуждают с ребенком такие темы, как: о чем был этот мультик, какие персонажи в них добрые, а какие злые, правильно ли поступил главный герой? Нередко дети даже затрудняются определить пол героя, к какой группе он принадлежит (люди, животные, сказочные герои и пр.). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре только что просмотренный сюжет, который, в принципе, может остаться до конца так и не понятым, при этом особо понравившиеся мультики дошколята смотрят по 5, а то и по 15 раз. Единственное, что они делают в своей игре, это по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты, иногда добавляя их фирменные фразы и словечки.
Еще один немаловажный момент: дети смотрят фильмы перед сном одни, родители приходят позже, когда надо выключать телевизор. Самым лучшим вариантом для семьи была бы та ситуация, где близкий человек читает сказку ребенку, во время чтения которой он (ребенок) успевает (!) отследить сюжет, задает интересующие его вопросы, ему становится понятен стиль, язык сказки. Сказка способствует развитию воображения ребенка, выполняющая в этом возрасте аффективно-защитную функцию (уход от переживаний благодаря воображаемой ситуации). А главное, значимый взрослый становится проводником для ребенка, знакомит его с миром Добра и Зла, помогает сориентироваться в ценностных ориентациях, морали. В связи с этим особо стоит отметить, что информация в любом ее виде должна заканчиваться торжеством Добра над Злом.
В последние годы все чаще и чаще родители жалуются на задержку речевого развития, дети поздно начинают говорить, мало разговаривают, их речь бедна, ни окрашена, наблюдаются примитивные фразы. Активное формирование речи происходит в диалоге со взрослыми, причем включенность ребенка идет не только на уровне артикуляции, но и на уровне мыслей, действий, чувств, переживаний. Для того, чтобы ребенок заговорил необходима его включенность в практическую познавательную деятельность, на фоне которой идет параллельное развитие мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания себя, выстраивания отношений с другими. Идет освоение внутреннего диалога с самим собой.
Если нет этой внутренней речи, значит нет уверенности в своих действиях, такие дети становятся полезависимыми от мнения других, зависимы от внешних воздействий, они не могут удержать ни содержание, ни реализацию цели. Когда ребенок остается один на один с видеофильмами (неважно, идет ли мультфильм или образовательная компьютерная детская игра), то речевые звуки, не обращенные к ребенку, становятся пустым звуком - не кому сказать, не к кому обратиться, чтобы еще раз повторили. Все это порой доходит до такой степени, что дошкольникам легче изложить свои мысли и желания криками, жестами и упрямством.
Такое поведение порой выражается в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такие дети становятся слишком активными, импульсивными, нарушается концентрация внимания, они отвлекаются на каждый внешний импульс, появляются проблемы в общении, у них, по мнению взрослых, это не что иное, как проблема «дисциплины». На самом деле истоки данной проблемы кроются во внешней стимуляции, которые они привыкли получать с экрана. Нормальное общение не вызывает у них удовлетворения, становится трудно понимать речь других, таким детям просто скучно, неинтересно, они привыкли получать «другую» информацию.
Чрезмерное употребление мультфильмами и играми на компьютере приводит к тому, что ребенок становится пассивным в своей деятельности, у него должным образом не развивается воображение, фантазия. У них нет желания что-либо конструировать, творить, заниматься продуктивной творческой деятельностью только потому, что на экране уже давно все сделали за него, ничего больше делать нет необходимости.
Экран любого электронного устройства становится злобным деформирующим фактором развития психики ребенка, особенно его содержание, если оно не учитывает всех возрастных особенностей ребенка. Содержание любой информации должно строиться на учете того, что мировоззрение ребенка зависит от того, что он видит, слышит, ощущает в данный момент времени: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей.
Строя свою собственную картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, парадокс в том, что в этом периоде у дошкольника низкий уровень интеллектуальных возможностей и высокий уровень познавательных потребностей. Именно поэтому информационная продукция должна быть бережной, не ложной, не должна подменять ценностные общественные ориентиры, не блокировать развитие высших чувств – любви, уважения, долга, совести; не препятствовать возникновению первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо», эстетических переживаний «Красивое не может быть плохим».
Мы не можем не принимать во внимание то, что современные дети родились в век информационных технологий, хотим мы или нет, но мы не сможем полностью оградить их от этого. Взрослые, родители должны понимать, что вводить компьютерные игры, обучающие фильмы, мультфильмы надо после того, как дошкольник овладеет в полной мере свойственную ему игровую и творческую деятельность. Просмотр «голубого экрана» должен быть только под присмотром взрослого, оно должен быть осмысленным. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста, когда ребенок готов будет использовать их только по назначению – поиск нужной информации.
Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет, или 6+.
С 6 лет доступна информация, содержащая оправданные жанром и сюжетом:
- кратковременные и ненатуралистичные изображения или описание заболеваний (за исключением тяжелых) или их последствий в форме, не унижающей достоинства человека,
- ненатуралистические изображения несчастного случая, аварии, катастрофы либо насильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей страх, ужас или панику;
- не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений, эпизодические изображения или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается из допустимости и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицу, их совершающим.
Итак, в жизнь ребенка постепенно вводится иная информация (несчастные случаи, аварии, катастрофы, смерть, эпизодические изображения преступлений). Это связано с тем, что ребенок помимо хорошей информации должен знать, что все в этом мире не так уже и безоблачно, что есть и плохие люди, и плохие поступки, что мир вертится не только вокруг него одного, не все подчинено его потребностям. Каковы же психологические новообразования и связанные с ними особенности восприятия информации в данном возрастном периоде?
Во-первых, ребенок готовится стать школьником. Школьное детство –это новая ступень в формировании индивидуальности ребенка, где разворачиваются жизненные события, в которых ребенок решает свои важнейшие проблемы развития.
Дети начинают охранять границы собственного психологического пространства, которое, в первую очередь, распространяется на их личное предметное окружение, даже случайное их разрушение вызывает у них бурю эмоций. Таким образом, младшие школьники обозначают принадлежность вещи самому себе, она приобретает как бы более личные свойства. В норме ребенок может сказать «нельзя», поругаться с другим сверстником, если тот взял без спросу его предметы, вещи, даже подраться…Что сейчас?
Сейчас в мире, когда дети, осваивая планшетные устройства, очень часть и подолгу после школы засиживаются в игры, где ведут драку с роботами, монстрами, ботами и тому подобными страшноватыми и обученными обучать ударом на удар мишенями для оттачивания боевого мастерства. Жестокие агрессивные игры с потоками крови сегодня в моде. Рост агрессии на лицо, ребенок живет с вымышленными кровожадными героями, у которых нет ни семьи, ни прошлого, ни будущего. Тебя могут «убить» несколько раз за день, если ты не истребишь клан враждующих с тобой жителей какой-то неведомой планеты, а, чтобы заработать себе «новую жизнь» потребуется сделать что-то разрушительное и страшное. Родители, приобретая такие игры или закачивая их в интернете, даже не задумываются над тем, что они нарушают закон об информационной безопасности детей.
Дети в норме, как было показано выше, охраняют свое психологическое пространство (вещи, предметы, собственное тело), но сейчас в связи с тем, что, казалось бы, на их пространство никто не посягается в реальном мире, а в виртуальном, наоборот, загнали в угол, убили, то потребность ударить, отомстить обидчику проявляется в ужасающих формах агрессии, жестоких поступках по отношению к другим. Судите сами: так школьник из Новосибирска в 2008 году, игравший в компьютерном клубе в Counter Strike, подстерег на выходе из клуба 17-его игрока, несколько раз убившего его в рамках игры. Вооружившись кирпичом, он нанес обидчику смертельные побои…
Грубые действия в играх, в информационной продукции сопутствуют появлению подобных же мыслей, чувств и поведению, у детей снижается чувствительность к насилию, кроме того постоянная стимуляция агрессивного поведения повышает уровень физиологического возбуждения.
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный характер. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Представим себе школьника, который смотрит неприемлемую для него информацию, что произойдет дальше? Он изучает и наблюдает сцены насилия, жестокости (при этом не особо понимает, не разбирается в сюжете), в память переходят основные яркие, особо запомнившиеся моменты. Итак, изо дня в день. К какому-то времени у него в памяти накапливается банк определенных жизненных ситуаций, которые он когда-то видел, но значение и смысл ему никто не объяснил и другого он не знает. Если у ребенка нет собственного опыта решения каких-то проблем по взаимодействию с другими и нет значимого взрослого рядом, то он начнет использовать именно тот сценарий, который отложился у него в памяти.
Как известно, в младшем школьном возрасте огромное значение для формирования личности школьника является освоение общественно-полезного труда. В ходе труда идет овладение нравственными ценностями, неизменным качеством трудолюбия. Трудолюбие одно из базисных, интегральных свойств человека, которое связано с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по ее организации.
В современных условиях это потенциальная готовность детей к активной деятельности, к построению своей жизни перечеркивается той информацией, которая доносится из всех медиаисточников: что в жизни не нужно прилагать усилий для достижения своих целей, что все дозволено, что все покупается, а за поступки никто ответственности не несет. Информация об устройстве мира, роли и места человека в нем становится ложной, ребенку она дается уже в готовом виде, не надо думать, размышлять. Современные исследования показывают, что дети не могут постоянно находиться в ситуации потребления готового знания. Они изначально хотят и умеют, если научить их, быть активными, самостоятельными в учебно-познавательной деятельности.
Возраст, с 6/7 до 12 лет - широкий спектр социально-психологических отклонений в значимых для ребенка сферах жизнедеятельности и основных расстройств возрастного психического развития на фоне неправильного восприятия и потребления неконтролируемого количества деструктивной информации.
В сфере семьи это могут быть: стрессы у родителей и стойкие внутрисемейные конфликты с вовлечение в них ребенка; противопоставления родительских или семейных ценностей ценностям ребенка.
В сфере школы это: школьная неуспеваемость и конфликты с учителем;
высокая частота случаев смены школы при конфликтных ситуациях; непринятие одноклассниками.
Среди расстройств возрастного психического развития: проявление задержанного развития с личностным инфантилизмом, синдром дефицита внимания и гиперактивности, оппозиционно-вызывающие расстройства поведения и др.
Общественность, школа, семья должны знать главное: этот возраст с 6 до 12 лет является самым чувствительным для освоения моральных, культурных норм, ценностных, духовных ориентаций. В этом периоде необходимо заложить установки для развития личности ребенка, для самоопределения (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания), обучить основным навыкам делового общения, критического мышления, сотрудничества, открыть перед младшим школьником перспективы его реализации как полноценного члена общества, а также как единственного ответственного за свою жизнь.
Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет, или 12+.
С 12 лет доступна информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
- эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается в сострадании к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
- изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий);
- не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Вообще подростковый возраст, начиная с 11 лет, является возрастом врастания в культуру, когда индивидуальный субъективный мир молодого человека входит в объективный реальный дух данной эпохи. Исходя из этого, центральным новообразование этого периода является открытие «Я» ребенка, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Авторы любой информационной продукции обязательно должны это учитывать.
Специалисты отмечают, что в последнее время детей все чаще соблазняют именно для создания интернет-порнографии. Одно из первых средств привлечения несовершеннолетних – чаты. С их помощью злоумышленники стараются заставить детей сниматься в непристойных фильмах, склоняют к сексу и даже похищают. Последствия таких действий для детей хорошо известны: фактически, непристойные материалы, никогда не исчезнут со страниц интернет. Ребенок чувствует себя виноватым, стыдится того, что его видеоролики, фотографии увидят другие, и из-за этого стыдится рассказывать о случившемся близким ему людям.
Особый эффект оказывает на молодежь столкновение с любым видом информационной продукции порнографического характера. Эти материалы не только стимулируют и меняют подростковое представление о сексуальных практиках, но и оказывают извращенное «образовательное» действие, служат в качестве модели и руководства к действию.
Конечно, разные страны по-своему борются с такими противоправными действиями по отношению к детям, тем не менее назвать достаточную защиту детей – пользователей Интернета в мировом масштабе нельзя.
Мобильный доступ к интернету за пределами дома и школы открывает новые горизонты для общения и доверительных отношений между детьми и незнакомыми взрослыми. При этом в большинстве национальных законодательств не предусматривается обязанность поставщиков интернет услуг, операторов телефонной связи или банковских служб информировать органы власти и сотрудничать с ними в случае обнаружения порнографических сайтов, в сети которых вовлекаются дети.
Чтобы помочь детям, имевших в своей жизни такой ужасный опыт, необходимы огромные усилия взрослых, их неподдельная любовь и доверие, необходимо способствовать восстановлению физического и психического здоровья.
В подростковом возрасте самосознание человека находится в активной стадии формирования. Подростки ищут себя в этом мире и поэтому все время пробуют что-то новое. Интернет для них представляет собой совершенно уникальное пространство для личностного и социального самоопределения. Подросток в социальных сетях стремится найти себя самого. Для подрастающего поколения характерно использование агрессивных и шокирующих ников: Dark, Stella, Gothic Princess, I LOVE, ROCK, ИЗГОЙ. В качестве образов дети чаще всего используют фотографии знаменитостей, героев аниме, фотографии обнаженного тела.
Блоги и социальные сети могут играть неоднозначную роль в жизни подростка. С одной стороны, они предоставляют уникальные возможности для самоопределения личности, открывая доступ к огромному количеству людей и социальных групп. В то же время некоторые особенности общения подростков в блогах (высокий уровень активности, хаотичное блуждание по интернет-ресурсам, агрессивная самопрезентация) являются потенциальными источниками угроз для их безопасности, например, таких, как установление случайных контактов с незнакомцами, вовлечение в антисоциальные группы, возникновение различных конфликтных ситуаций.
Психолог Джон Сулер отметил основные характеристики такого эффекта: анонимность; невидимость; начало/конец связи; воображаемый мир; нет полиции.
В этой ситуации нельзя не забывать, что в подростком возрасте существенным образом изменяется нравственное развитие школьника. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Негативная информация в этом периоде может нанести значительный ущерб развитию личности ребенка, именно поэтому подросткам необходимо оказать нужное педагогическое влияние через реальное взаимодействие, потому что вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения подрастающего поколения находятся в неустойчивом состоянии.
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет, или 16+
Информация с возрастным ограничением:
- изображение или описание несчастного случая, аварии катастрофы, заболевания без натуралистического показа их последствий, которые могут вызвать у детей страх, ужас или панику;
- изображение или описание жестокости и насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законов интересов общества или государства);
- информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) одурманивающих веществ (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
- отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
- не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображения или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
К концу подросткового возраста началу юношеского периода дети все чаще и чаще начинают задумываться над главным вопросом в их жизни: «Кто я?», появляется качественно новое новообразование – самоопределение.
Именно поэтому этот возраст становится очень уязвимым и чувствительным к самоубийствам. Страшнее еще то, что в информационном мире все больше и больше появляются интернет-ресурсы, специально созданные для осуществления этого акта насилия.
Интернет как мощное средство коммуникации молниеносно распространяет информацию о суицидах, существуют подробные инструкции, как это осуществить, что для этого необходимо, выложены фото жертв, подробное их описание.
Суицид становится темой не только интернета, СМИ очень часто и в подробностях описывают смерть, детали конкретного случая, создают событие, обращаются в прошлое. Такая негативная информация в буквальном смысле губительна для молодежи. Можно сказать, что современный молодежный мир поглощен массовой суицидальной эпидемией. Всем, кто работает с детьми, важно уметь распознать суицидальные предвестники данной попытки. Хотя на самом деле, мы сталкиваемся с тем, что сегодня любой вид информационной продукции никоим образом не затрагивает смыслы жизни, в большей степени он разрушает ее ценность.