МБОУ Кутуликская СОШ
посёлок Кутулик
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 

    Комплексное психолого-педагогическое обеспечение.

    Организация коррекционной работы и кадровое обеспечение (в классах работают педагоги олигофренопедагоги)

    Специальные программы и учебники.

    Все дети, обучающиеся в классах с ОВЗ, имеют заключение ПМПК и зачислены в классы на основании заявлений родителей.

    Для детей, обучающихся по АООП с УО Вариант 2, оборудован специальный кабинет, кабинет психологической разгрузки и кабинет для логопедических занятий.

    Дети, имеющие заключение ПМПК об особых условиях (ЗПР, нарушение зрения и инвалиды) сдают выпускные экзамены в формате ГВЭ.

    Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 

    Трудовое обучение проходит в школьных учебных мастерских. В рамках сетевого взаимодействия 9 классы выезжают в Заларинский Агропромышленный техникум на занятия по профессионально-трудовой подготовке.

    Изображения.

    Кадровое обеспечение сопровождения детей с ОВЗ в МБОУ Кутуликская СОШ

    п/п

    Ф.И.О. педагога

    Категория

    Образова

    ние

    1.

    Шушурихина Вера Анатольевна – заведующий учебной частью, педагог-психолог

    высшая

    июнь 2020

    Высшее. Учитель-дефектолог.

    Педагог-психолог

    2.

    Хабдаева Юлия Николаевна – руководитель ШМО, учитель-логопед , учитель

    первая

    февраль 2021г.

    Высшее.Учитель-дефектолог

    Учитель-логопед

    3.

    Сотникова Татьяна Сергеевна– учитель-логопед , учитель

    высшая

    май 2019г.

    Высшее.Учитель-дефектолог

    Учитель -логопед

    4.

    Фахреева Елизавета Альбертовна – педагог-психолог, учитель

    Соответствие занимаемой должности

    Высшее. Педагог-психолог

    5.

    Шангареева Надежда Гармаевна– педагог-психолог

    Соответствие занимаемой должности

    Высшее.Педагог-психолог

    6.

    Константинова Валентина Валерьевна – учитель 

    Первая

    декабрь 2023г.

    Высшее.Учитель-логопед

    7.

    Евстафьева Валентина Константиновна – учитель

    высшая

    Высшее.Учитель-логопед

    8.

    Валуйская Анна Сергеевна – учитель-дефектолог

    Соответствие занимаемой должности

    Высшее.Учитель-дефектолог

    9.

    Путильцева Марина Николаевна – учитель класса с ОВЗ (УУО)

    Соответствие занимаемой должности

    Ср.спец. Учитель начальных классов

    10.

    Андреева Софья Валентиновна-Соц.педагог

    Первая

    Высшее.Учитель русского языка и литературы

    Меры поддержки

    Меры поддержки.
    Соцподдержка 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    В МБОУ "Кутуликская СОШ" соблюдаются требования о мерах социальной поддержки детей из многодетных семей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ, предусмотренные законодательством Иркутской области.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Кутуликская СОШ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

    Средства обучения и воспитания

    Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: Для детей с ОВЗ в классах используются специальные учебники для школ 8 вида, карты, схемы, таблицы, диаграммы, картины, портреты, модели, муляжи, лабораторное оборудование, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, словари, художественная литература, иллюстрации, компьютеры (7 класс ФГОС УО (ИН) Вариант 1), мультимедийное оборудование, презентации, учебные фильмы, общение, труд, игра.

    Условия питания детей с ОВЗ и детей инвалидов:

    Для детей с ОВЗ предусмотрено 2х разовое бесплатное горячее питание,отдельное меню не предусмотрено.

    МБОУ Кутуликская СОШ осуществляет питание детей в соответствии с действующимСанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

    В учреждении организовано питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.

    Предусмотрено помещение для приема пищи -150 посадочных мест. Разработан и утвержден порядок питания учащихся (режим работы столовой и время перемен для принятия пищи)

    Специальные условия охраны здоровья: 

    Определение оптимальной учебной и внеучебной недельной нагрузки, режима учебных занятий (четверг - минимальная нагрузка), продолжительности каникул. Специальные условия охраны здоровья отражены в АООП. Прохождение учащимися в соответствии с Законодательством с РФ периодических медицинских осмотров и диспансеризаций.

    Профилактика и запрещение курения, употребление алкогольных и слабоалкогольных напитков и психотропных веществ. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе. Профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе. Проведение санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий. Первичная медико-санитарная помощь учащимся указывается в соответствии с ст. 54 ФЗ от 21.11.2011.

    Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 

    Информационная база школы:электронной почтой;выходом в Интернет;разработан и действует школьный сайт.

    Электронные образовательные ресурсы:ЯКласс, Электронный журнал (инклюзия с ЗПР и дети - инвалиды).

    Доступ к компьютерным системам на уроках информатики (инклюзия ЗПР и 7, 8 класс УО (ИН) Вариант 1 ФГОС)

    Обучение учащихся с ОВЗ в школе организовано совместно с учащимися не имеющих таких ограничений (инклюзивно).

    Учащиеся переходят (зачисляются) на инклюзивное образование на любом уровне образования с момента:

    • получения ими заключения и рекомендаций ПМПК;
    • подачи заявления родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

    В школе инклюзивное обучение учащихся с ОВЗ с учётом уровня развития может быть организовано:

    • по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
    • адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

     Школа разрабатывает адаптированную образовательную программу, обязательной частью которой является программа коррекционной работы и дневник индивидуального сопровождения.

    Адаптированная образовательная программа разрабатывается на учебный год.

    Внеурочная деятельность для учащихся с ОВЗ организуется согласно плана внеурочной деятельности, часы внеурочной деятельности используются для организации адаптационных и коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями ПМПК и адаптированными программами внеурочной деятельности: «Здоровячок», «Акварелька», «Компьютерная грамотность», «Азбука добра».

    Дети посещают музеи, библиотеки, различные мероприятия муниципального и школьного уровней.

    При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии.

     Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий.

    В школе предусмотрено 2х разовое горячее питание для детей с ОВЗ.

    В соответствии с Законом об образовании (ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в РФ (ред. от 31.07.2020) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

    • обучение совместно с другими обучающимися (инклюзия)
    • обучение в отдельном классе обычной школы ( классы с ОВЗ)
    • индивидуальное обучение на дому
    • обучение по индивидуальным учебным планам
    • обучение в различных образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.

    Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения (ф.297).

    Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186.

    Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования.

    Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.

    Допускается сочетание различных форм получения образования.

    В соответствии с Законом об образовании (ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в РФ (ред. от 31.07.2020) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

    • обучение совместно с другими обучающимися (инклюзия)
    • обучение в отдельном классе обычной школы ( классы с ОВЗ)
    • индивидуальное обучение на дому
    • обучение по индивидуальным учебным планам
    • обучение в различных образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.

    Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения (ф.297).

    Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186.

    Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования.

    Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.

    Допускается сочетание различных форм получения образования.

    Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Кутуликская СОШ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

    Задачи:

    • обеспечение условий для реализации прав учащихся с инвалидностью на получение бесплатного образования;
    • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с детьми;
    • сохранение и укрепление здоровья учащихся с инвалидностью на основе совершенствования образовательного процесса;
    • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с инвалидностью;
    • совершенствование системы кадрового обеспечения.

    В образовательной организации МБОУ Кутуликская СОШ созданы условия для получения образования  детьми-инвалидами:

    • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей)учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и дистанционное обучение;
    • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с инвалидностью регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
    • в целях обеспечения освоения детьми с инвалидностью в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
    • для обеспечения эффективной интеграции детей с инвалидностью в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

    Обучение детей с инвалидностью

    1. К обучающимся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом , подтвержденные врачебной комиссией (далее - ВК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
    2. Особенности организации образовательной деятельности для детей с установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

    Локальные акты МБОУ Кутуликская СОШ

    • Положение об организации индивидуального обучения  на дому.
    • Положение о дистанционном обучении.

    Рекомендации учителям

    Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат. На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с инвалидностью. Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. Можно разделить класс на разноуровневость обучения. В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.

    Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Кутуликская СОШ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

    Задачи:

    • обеспечение условий для реализации прав учащихся с инвалидностью на получение бесплатного образования;
    • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с детьми;
    • сохранение и укрепление здоровья учащихся с инвалидностью на основе совершенствования образовательного процесса;
    • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с инвалидностью;
    • совершенствование системы кадрового обеспечения.

    В образовательной организации МБОУ Кутуликская СОШ созданы условия для получения образования  детьми-инвалидами:

    • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей)учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и дистанционное обучение;
    • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с инвалидностью регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
    • в целях обеспечения освоения детьми с инвалидностью в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
    • для обеспечения эффективной интеграции детей с инвалидностью в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

    Обучение детей с инвалидностью

    1. К обучающимся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом , подтвержденные врачебной комиссией (далее - ВК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
    2. Особенности организации образовательной деятельности для детей с установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

    Локальные акты МБОУ Кутуликская СОШ

    • Положение об организации индивидуального обучения  на дому.
    • Положение о дистанционном обучении.

    Правила организации обучения детей инвалидов в школе

    Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность,верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

    Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.

    Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями. Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным. Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.

    Рекомендации учителям

    Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат. На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с инвалидностью. Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. Можно разделить класс на разноуровневость обучения. В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.

    Рекомендации родителям

    Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались.

    Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность,верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

    Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.

    Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями. Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным. Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.

    Условия питания детей с ОВЗ и детей инвалидов:

    Для детей с ОВЗ предусмотрено 2х разовое бесплатное горячее питание,отдельное меню не предусмотрено.

    МБОУ Кутуликская СОШ осуществляет питание детей в соответствии с действующимСанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

    В учреждении организовано питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.

    Предусмотрено помещение для приема пищи -150 посадочных мест. Разработан и утвержден порядок питания учащихся (режим работы столовой и время перемен для принятия пищи)

    Определение оптимальной учебной и внеучебной недельной нагрузки, режима учебных занятий (четверг - минимальная нагрузка), продолжительности каникул. Специальные условия охраны здоровья отражены в АООП. Прохождение учащимися в соответствии с Законодательством с РФ периодических медицинских осмотров и диспансеризаций.

    Профилактика и запрещение курения, употребление алкогольных и слабоалкогольных напитков и психотропных веществ. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе. Профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе. Проведение санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий. Первичная медико-санитарная помощь учащимся указывается в соответствии с ст. 54 ФЗ от 21.11.2011.

    В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы в школе нами рассматриваются:

    1. Динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ.

    Успеваемость учащихся с ОВЗ на протяжении последних лет составляет 100%. За 2020-2021 учебный год у 50 % обучающихся –стабильные результаты,у 40 % - положительная динамика, 1 % - показали снижение успеваемости.

    В 2020 -2021 учебном году 12 девятиклассников с ОВЗ (12 – VII вид) успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестаты   об основном общем образовании. В настоящее время они учатся в средних профессиональных  учебных заведениях поселка и области.

    2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного

    образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу:

    - надомное обучение(5 человек)

    - обучение по индивидуальному учебному плану( 5 человек)

    - обучение в массовом классе.(инклюзия)(38 человек)

    -обучение в классах-комплектах.( 5 классов)

    3. Количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с

    детьми с ОВЗ и их родителями.

    На сегодняшний день:

    2-педагога-дефектолога

    2- педагога-психолога

    2-учителя-логопеда

    1-социальный педагог

    1-медсестра

    1-завуч по ОВЗ

    3-олигофренопедагога

    4. Характеристика показателей социализированности учащихся

    В каком случае возможно тьюторство? Каковы его условия и требования, если эту роль хочет выполнить родитель?

    Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) работает в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013г., и другими действующими документами. Одной из главных задач ПМПК является определение специальных условий для получения образования ребенку с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Под специальными образовательными условиями понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника) и (или) тьютора (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

    Рекомендация о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению указывается в Заключении ПМПК в графе «Тьюторское сопровождение обучающихся». В части рекомендаций по предоставлению услуг тьютора деятельность ПМПК соответствует профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания» (утвержден Приказом Минтруда России от 10.01 2017г. № 10н), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.

    Тьютор – педагогический работник, участвующий в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы непосредственно для данного ребенка. Это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В заключениях ПМПК есть несколько формулировок, отражающих трудовые действия тьютора. Требования к квалификациивысшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)).

    Одной из самых распространенных формулировок в заключениях ПМПК – «осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа)». Это означает, что ребенок с ОВЗ находится на учете психолого-педагогического консилиума образовательной организации, специалисты которого (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог) осуществляют его сопровождение в рамках своей компетентности: проводят занятия; консультируют учителей, родителей по проблемам обучения, воспитания, социальной адаптации ребенка. Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.

    Если встречается такая формулировка, как «педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП», то подразумевается работа индивидуального тьютора. В его обязанности в данном случае входят:

    - проведение диагностики для выявления индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.

    - участие в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, учебного плана, по которому будет обучаться ребенок;

    - индивидуальная работа с ребенком по формированию и развитию его познавательных интересов на уроках, занятиях узких специалистов;

    - участие в реализации АООП;

    - взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов ребенка, анализу и обсуждению с ними хода и результата реализации образовательной работы с ребенком.

    Формулировка в заключениях ПМПК «подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), решая следующие задачи:

    - проведение анализа образовательных ресурсов (наличие узких специалистов в школе или привлечение специалистов из других организаций, кружки, секции, наличие сенсорной комнаты, кабинета психологической разгрузки и др.) внутри и вне образовательной организации, обеспечение доступа к ним ребенка, включение в режим дня ребенка дополнительных занятий;

    - организация и координация работы педагогов, узких специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута, АООП;

    - разработка мер по обеспечению взаимодействия педагогов и ребенка, используя одинаковые методики;

    - организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности, поддержка ребенка в процессе обучения;

    - оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки ребенка в освоении АООП.

    Формулировка в заключениях ПМПК «разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), разрабатывая и подбирая методические средства для освоения ребенком АООП в рамках индивидуализации образовательного процесса: ведение визуального расписания, подбор наглядного материала для опоры при изучении той или иной темы.

    Формулировка в заключениях ПМПК «индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования» означает, что тьютор может сопровождать ребенка на период адаптации к 1 классу, при переходе с одной ступени обучения на другую (с начальной ступени обучения на основную общую ступень), при переходе из одной образовательной организации в другую.

    На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации.

    Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведет индивидуальную работу с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в школьный коллектив.

    В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Министерства просвещения России от 09.09.2019г. № Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью, конкретизируются, дополняются рекомендациями консилиума. В случае отсутствия в заключении ПМПК рекомендаций психолого-педагогическим консилиумом может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, в том числе о периоде предоставления услуги: на период адаптации, на учебную четверть, полугодие, год, на постоянной основе).

    Таким образом, теперь отпала необходимость сбора документов для обследования и прохождения ПМПК по вопросам предоставления тьюторского сопровождения. Данный вопрос вполне может решиться через психолого-педагогический консилиум. Для этого родителю (законному представителю) необходимо написать заявление директору образовательной организации о необходимости рассмотреть вопрос предоставления тьюторского сопровождения ребенку на психолого-педагогическом консилиуме. Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению в случае положительной динамики развития обучающегося, освоения образовательной програмы

    Рекомендации родителям

    Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались.

    Рекомендации родителям по обучению и воспитанию детей с ЗПР

    Советы дефектолога

    Памятка подготовка к ГВЭ

    Рекомендации родителям при организации занятий с детьми с ОВЗ

    Буклет "Советы логопеда родителям детей с ОВЗ" 

    Игры для развития фонематического слуха

    Прошедшие мероприятия
    Конкурсы. Фотогалерея.

    Конкурсы. Фотогалерея

    Участие в конкурсах

    27 марта 2024 среда

    В каком случае возможно тьюторство? Каковы его условия и требования, если эту роль хочет выполнить родитель?

    Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) работает в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013г., и другими действующими документами. Одной из главных задач ПМПК является определение специальных условий для получения образования ребенку с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Под специальными образовательными условиями понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника) и (или) тьютора (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

    Рекомендация о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению указывается в Заключении ПМПК в графе «Тьюторское сопровождение обучающихся». В части рекомендаций по предоставлению услуг тьютора деятельность ПМПК соответствует профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания» (утвержден Приказом Минтруда России от 10.01 2017г. № 10н), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.

    Тьютор – педагогический работник, участвующий в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы непосредственно для данного ребенка. Это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В заключениях ПМПК есть несколько формулировок, отражающих трудовые действия тьютора. Требования к квалификациивысшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)).

    Одной из самых распространенных формулировок в заключениях ПМПК – «осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа)». Это означает, что ребенок с ОВЗ находится на учете психолого-педагогического консилиума образовательной организации, специалисты которого (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог) осуществляют его сопровождение в рамках своей компетентности: проводят занятия; консультируют учителей, родителей по проблемам обучения, воспитания, социальной адаптации ребенка. Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.

    Если встречается такая формулировка, как «педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП», то подразумевается работа индивидуального тьютора. В его обязанности в данном случае входят:

    - проведение диагностики для выявления индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.

    - участие в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, учебного плана, по которому будет обучаться ребенок;

    - индивидуальная работа с ребенком по формированию и развитию его познавательных интересов на уроках, занятиях узких специалистов;

    - участие в реализации АООП;

    - взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов ребенка, анализу и обсуждению с ними хода и результата реализации образовательной работы с ребенком.

    Формулировка в заключениях ПМПК «подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), решая следующие задачи:

    - проведение анализа образовательных ресурсов (наличие узких специалистов в школе или привлечение специалистов из других организаций, кружки, секции, наличие сенсорной комнаты, кабинета психологической разгрузки и др.) внутри и вне образовательной организации, обеспечение доступа к ним ребенка, включение в режим дня ребенка дополнительных занятий;

    - организация и координация работы педагогов, узких специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута, АООП;

    - разработка мер по обеспечению взаимодействия педагогов и ребенка, используя одинаковые методики;

    - организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности, поддержка ребенка в процессе обучения;

    - оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки ребенка в освоении АООП.

    Формулировка в заключениях ПМПК «разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)» подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), разрабатывая и подбирая методические средства для освоения ребенком АООП в рамках индивидуализации образовательного процесса: ведение визуального расписания, подбор наглядного материала для опоры при изучении той или иной темы.

    Формулировка в заключениях ПМПК «индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования» означает, что тьютор может сопровождать ребенка на период адаптации к 1 классу, при переходе с одной ступени обучения на другую (с начальной ступени обучения на основную общую ступень), при переходе из одной образовательной организации в другую.

    На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации.

    Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведет индивидуальную работу с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в школьный коллектив.

    В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Министерства просвещения России от 09.09.2019г. № Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью, конкретизируются, дополняются рекомендациями консилиума. В случае отсутствия в заключении ПМПК рекомендаций психолого-педагогическим консилиумом может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, в том числе о периоде предоставления услуги: на период адаптации, на учебную четверть, полугодие, год, на постоянной основе).

    Таким образом, теперь отпала необходимость сбора документов для обследования и прохождения ПМПК по вопросам предоставления тьюторского сопровождения. Данный вопрос вполне может решиться через психолого-педагогический консилиум. Для этого родителю (законному представителю) необходимо написать заявление директору образовательной организации о необходимости рассмотреть вопрос предоставления тьюторского сопровождения ребенку на психолого-педагогическом консилиуме. Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению в случае положительной динамики развития обучающегося, освоения образовательной програмы

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В школе оборудовано 6 учебных кабинетов для обучающихся с ОВЗ, кабинеты оснащены проекторами, ноутбуком и принтерами. Есть кабинет психологической разгрузки, библиотека, актовый зал, спортивный зал для адаптивной физкультуры, 2 логопункта, столовая.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике